Секретный фарватер. Каковы перспективы развития «водной» экономики Башкирии?
Многие уфимцы помнят, как ещё в начале 1990-х годов танкеры и грузовые суда нередко ходили по Белой с интервалом в несколько десятков минут, а в речном порту шли постоянные погрузочно-разгрузочные работы.
Многие уфимцы помнят, как ещё в начале 1990-х годов танкеры и грузовые суда нередко ходили по Белой с интервалом в несколько десятков минут, а в речном порту шли постоянные погрузочно-разгрузочные работы. Сейчас ситуация значительно изменилась. По сравнению с советским периодом объемы грузоперевозок по воде в республике сократились в разы. В последние годы водным транспортом в Башкирии перевозится около миллиона тонн грузов за навигацию, а в 1970-1980-х данный показатель составлял в среднем более чем 30 миллионов тонн в год.
Одной из главных причин сложившейся ситуации стало обмеление рек из-за засух и маловодных лет. В 2010 году из-за небывалой засухи уровень Белой в районе Уфы опустился до минус 139 сантиметров от нуля поста – минимального значения за всю историю наблюдений. Этот рекорд был побит в аномально сухом и жарком 2021 году, когда уровень Белой опускался до минус 168 сантиметров, а в районе Уфы по главной реке региона могли ходить только относительно небольшие суда.
Сейчас уровень Белой у Монумента Дружбы колеблется около отметки в минус 135 сантиметров, но при сохранении сухой и жаркой погоды не исключено повторение прошлогодних антирекордов.
Сложности навигации
В ведении Бельского района водных путей и судоходства находится 919 километров внутренних водных путей, в том числе 607 километров со средствами навигационного оборудования и гарантированными габаритами судового хода.
В последние годы в Башкирии активизировалось работа по увеличению гарантированной глубины хода на главных реках, что положительно влияет на судоходство.
«В предыдущие годы мы провели большую работу по углублению дна нашей главной водной артерии – реки Белой, что позволило возродить в республике судоходство, - отметил Глава Башкортостана Радий Хабиров. - Благодарю за это администрацию Камского бассейна внутренних водных путей. Теперь глубина судового хода поддерживается на уровне 2 метров - на 10 сантиметров больше, чем в прошлом году. Поэтому и наносных грунтов нужно извлечь в полтора раза больше. Ежедневно обстановочные теплоходы мониторят глубину и чистоту судового хода. Если необходимо - приступают к углублению».
Для обеспечения судоходства на реках Башкирии в этом году было выделено 280 миллионов рублей. Большая часть этих средств пойдет на углубление и расчистку фарватеров. В перечне работ на этот сезон - углубление дна, в рамках которого будет перемещено 1,2 тысячи кубометров грунта, проведение дно- и берегоочистительных работ в объеме 1400 тонн, а также траление речных акваторий на площади 97 квадратных километров. Часть мероприятий носит плановый характер, а часть выполняется по мере необходимости.
Речная экономика
Ситуация с уровнем воды влияет на динамику и специфику речных перевозок. Большую часть объема грузов на водных путях Башкирии в последние годы составляют нефтепродукты, отправляемые на экспорт с уфимских НПЗ. Оператором в этом сегменте выступает компания «БашВолготанкер» - единственный в республике перевозчик нефтепродуктов, эксплуатирующий около 100 судов различного типа и назначения. В 2017 году компания выиграла подряд «НК «Роснефть» на перевозку в 2018-2022 годах 10 миллионов тонн светлых и темных нефтепродуктов. В южном направлении должно быть отправлено 6,3 миллиона тонн грузов, на север перевезут 3,8 млн тонн. Кроме того, по рекам перевозятся сыпучие стройматериалы, в основном это песок и щебень, а также лес для деревообрабатывающих заводов.
Большая часть перевозок выполняется в период большой воды, то есть с апреля по июнь, когда до Уфы могут доходить танкеры класса река-море водоизмещением до 5 тысяч тонн. В мае этого года в столицу Башкирии впервые за всю её историю прибыли даже трехпалубные круизные теплоходы.
Но в основном по нашим рекам ходят речные толкачи тира РТ с несамоходной баржей вместимостью 1000 тонн, толкачи «Урал» с баржей на 1500- 4000 тонн, пассажирские прогулочные и 2-х палубные теплоходы с осадкой до полутора метров. В 2021 году судовой трафик на водных путях республики составил 1500 рейсов.
Взгляд в будущее
По оценкам экспертов, в условиях современных экономических и природных реалий, перспективным направлением речных перевозок, наряду со стройматериалами и нефтепродуктами, может стать древесина.
Согласно данным Министерства лесного хозяйства РБ, в республике используется лишь около 33% расчетной лесосеки. Из 9 миллионов кубических метров потенциально пригодной для ежегодной вырубки древесины реально осваивается лишь около 3 миллионов кубометров в год, что во многом связано со сложностью вывоза древесины из отдаленных районов из-за неразвитой сети местных дорог, альтернативой которым могут стать реки. Для этого в республике разрабатывался комплексный план мероприятий по восстановлению баржевых речных перевозок лесного сырья из северо-восточных районов. Спрос на перевозки леса по рекам республики должен расти, поскольку переработчики древесины нуждаются во все больших объемах сырья. Водный транспорт также позволит частично разгрузить межрегиональные трассы и сохранить не рассчитанные на большие нагрузки местные автодороги, которые разрушают тяжелые лесовозы.
В плане увеличения экспорта продукции по водным маршрутам перспективным вариантом для нашего региона может стать развитие порта «Агидель», который способен на протяжении всей навигации принимать суда класса река-море водоизмещением до 10 тысяч тонн. При условии реконструкции прямой железнодорожной ветки Нефтекамск-Агидель, этот порт может стать экспортными воротами республики, позволяющими отравлять крупные партии грузов: зерна, нефтепродуктов, стального проката, изделий деревообработки практически в любую точку мира.
Оценивая перспективы пассажирского сообщения, с высокой долей вероятности можно заявить, что практиковавшиеся в советские годы регулярные пассажирские рейсы по дальним речным маршрутам в районы республики и даже соседние регионы стали достоянием истории. Обычные корабли для этого слишком медлительны, а скоростные суда на подводных крыльях неэкономичны, требуют глубоких и чистых фарватеров, к тому же поднимаемая ими волна размывает берега и выбрасывает из воды мальков рыб.
На дальние речные круизы спрос есть, но для их выполнения нужны крупные суда, которые с большой вероятностью не смогут дойти до Уфы уже в середине июня. Речной пассажирский флот, вероятное всего, будет обслуживать короткие прогулочные маршруты и работать на переправах в тех местах, где на реках до сих пор нет мостов.
Автор:Сергей НиколаевПоследние новости
Горячая линия по профилактике ВИЧ в Туймазах
Специалисты Роспотребнадзора помогут жителям в вопросах профилактики ВИЧ-инфекции.
Продукты для укрепления иммунной системы
Узнайте, какие натуральные продукты могут заменить аптечные лекарства.
Необоснованные ограничения в закупках: проблемы для участников
Как необоснованные ограничения влияют на рынок закупок и потенциальных участников.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований