«Уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами…»
В Национальном музее РБ открылась выставка графики и акварели художника Юрия Григорьева «К 210-летию Отечественной войны 1812 года».
В Национальном музее РБ открылась выставка графики и акварели художника Юрия Григорьева «К 210-летию Отечественной войны 1812 года».
Она как бы делится на две части: групповые портреты генералов Александр I и Наполеоновских маршалов (форма последних, пожалуй, красочней, а лица – самоуверенней), изображения воинов императорской гвардии из разных полков и лейб-гвардейцев русской армии - красочны, аллегоричны и исполнены с некоторой иронией (например, у ног каждого гвардейца обнаруживается пылкая полуобнаженная красавица). С другой стороны – более сдержанные цвета, блеск сабель и багинетов, ожесточение боя, величественные фигуры полководцев и воинов: триптихи «В штыковую. Ура!» и «Бородино», «Северные амуры», посвящение казакам атамана Платова и графа Орлова-Денисова.Юрий Григорьев – член Союза художников РФ, педагог детской художественной школы № 1, Заслуженный работник культуры РБ. Оказывается, история военного костюма, особенно периода Наполеоновских войн, еще с детства была его особой страстью.
- XIX век - это эпоха грандиозных научных открытий и великих сражений. Как завораживающе сталью штыков выглядели колонны и каре пехотинцев в ярких мундирах, трепещущие на ветру многочисленные полковые знамена и ярость кавалерийских атак! - говорит он. - Сколь разнообразна и богата событиями была эта эпоха, столь же своеобразным и красочным был внешний вид солдат и офицеров противоборствующих армий. Их овеянные славой униформа и знамена, дисциплина и понятия о воинской чести и долге являются для меня вдохновением в творчестве.
- Мощно и очень метафорично. Например, если мы возьмем образ казаков, которые наскакивали, как ежи, ощетинившиеся саблями, и рушили все вражеские позиции... Или взять образы Наполеона и Кутузова: насколько они разные и в тоже время оба - как огромные непоколебимые остовы. Элемент метафоры, элемент иносказаний, сила, экспрессия, динамика и именно свое, григорьевское отношение к изображаемому, - высказался об увиденном Амир Мазитов, заслуженный художник РБ, декан факультета изобразительных искусств УГИИ им. З. Исмагилова.
Также в музее проходит выставка картин Федора Конюхова – не только всемирно известного путешественника, но писателя и художника, автора 18 книг и более 3 тысяч картин, академика Российской академии художеств и священника.
«К вершине Матачингая»: «Я давно задумал восхождение на какую-нибудь вершину. Выбрал горы Чукотки, Матачингай. Это высочайший хребет Северо-Восточной Азии. Снежные пики уходят в тучи, создается впечатление, что Матачингай надежно закрыт от глаз человека. Это привлекло меня, я уверился, что нужно обязательно совершить подъем и увидеть эти таинственный вершины. И все, что мне откроется, отобразить на своих картинах, чтобы показать людям.
Хороший все-таки был поход! Правда, были и опасные эпизоды, были и минуты отчаяния. Но ведь человек так легко забывает плохое! Погожий день напоминал мне о счастливых часах, когда я шел по чистым снежным склона Матачингая. И я улыбался в синие глаза чукотских гор, как улыбался любимой женщине, с которой прожил счастливые дни».
Федор Конюхов совершил пять одиночных кругосветных плаваний, 17 раз пересек Атлантику. Первый россиянин, побывавший на всех Семи вершинах (самые высокие горы различных частей света), первый в мире человек, который достиг пяти полюсов Земли: Северный географический (три раза), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), Мыс Горн (полюс яхтсменов). Также он первым совершил кругосветный перелет на воздушном шаре и первым пересек океан на весельной лодке, в целом задумал и осуществил более 50 уникальных путешествий.
Выставка позволяет увидеть планету его глазами. И каждую картину сопровождают подписи - размышления и ощущения автора, которые можно познать, только совершив нечто подобное, нечто грандиозное:
К картине «Зной в пустыне» (2020): «Истинное богатство не в вещах. Вещи значимы, пока ты пользуешься ими: рюкзак нужен, когда ты поднимаешься в горы; верблюд, если пересекаешь пустыню.
Презри богатство и будешь богат. Презри славу и будешь славен. Презри покой, и обретешь его. Не как узник, но как свободный».
К картине «Ангел» (2017): «Здесь, в океане, на пути к мысу Горн, я молюсь Господу Иисусу Христу, чтобы он мне помог разобраться, кто я такой и зачем живу такой жизнью. … Я большой грешник и не могу просить царствия небесного для себя, но прошу у Господа лишь облегчить мои страдания в этом плавании. Я каждый раз перед молитвой ищу в каюте духа святого и не теряю надежды увидеть его.
Когда проходил мыс Горн (а проходил я его шесть раз), всегда в своих молитвах просил ангела-хранителя помочь мне. … я увидел, что он держит не только меня, но и мою яхту в руках, а это значит, и меня».
К картине «Океан отделил меня от людей» (2016): «Я нахожусь в другом измерении, здесь больше полагаюсь на свое шестое чувство, чем на ум, как там, на суше, большинство людей живут умом, он им нужен, он для них - все. Но только не здесь, когда над тобой бездна и под тобой бездна, здесь все твое тело и вся твоя душа сливаются с этой космической вечностью». 10 октября 1998 г. Атлантика.
К картине «Мама»: «Это портрет моей мамы, я написал его в 1975 году, мама еще была жива. Я ее такой представлял в детстве. Она всегда так ждала моего папу, своего мужа, всегда с моря, уставшая, озабоченная, с тревогой, чтобы не было шторма, чтобы наш папа вернулся. Мы спали ночами, а она сидела и ждала. … Когда я уже стал художником, приехал и дома сделал с мамы набросок, а потом в мастерской уже, в Находке, написал этот портрет. … Когда я вернулся из очередной экспедиции из Гренландии, глаза мамы не открывались, и, как загнанная газель, она прерывисто и часто дышала. Но не смерть занимала ее, а хотелось одного - улыбнуться. Она дождалась меня, и можно было отправляться туда…»
К картине «Медведица» (2021): «Сегодня ровно год, как мы с Виктором Симоновым стартовали с Северного полюса на собачьих упряжках с курсом на Гренландию. От друзей узнал, что в эти выходные вновь заработала российская полярная станция «Борнео» и вновь летят путешественники и ученые в Арктику. Я бы хотел ощутить и подышать морозным воздухом, взобраться на торос и посмотреть на горизонт. Особенно обрадовала новость, что в этом году, как и прошлом, на полярной станции был установлен поклонный четырехметровый молебен. Помогай им Господь…»
К картине «Ирина»: «Жизнь в разлуке сурова, она отучает от ласки. Я убежден, экспедиции отняли у меня чудесную возможность любить. Стоит подумать о жене Ирине, сердце начинает тревожно биться. Но только разлука научила меня любить по-настоящему».
К картине «Тунчик» (2008): «Когда в океане погода позволяет, я всегда стараюсь ловить рыбу, чтобы разбавить сублимированное питание. И вот однажды мне попался тунец, я его зарисовал, а уже дома написал эту картину. Он очень красивый и по цвету, и по форме».
Еще в музее можно увидеть интересные выставки «Уфа в дореволюционной фотографии», «Поисковая археология. Артефакты человека войны» и видеовыставку «Петр I эпоха свершений», которая раскрывает роль первого российского императора в становлении уральской промышленности.
Екатерина КЛИМОВИЧ.
[email protected]
Последние новости
Проблема инсульта: как предотвратить острое нарушение кровообращения
Инсульт остается одной из ведущих причин смертности и инвалидности в мире.
Обсуждение защиты прав граждан в Башкортостане
Председатель Комиссии обсудил важные вопросы защиты прав и свобод граждан.
Новые меры по улучшению экологической ситуации в городе
Городские власти представили план по снижению уровня загрязнения воздуха.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией
На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Новомосковске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы