Как не стать жертвой буллинга в летних лагерях? Мнение психолога

В обществе произвела большой резонанс ситуация, произошедшая в магнитогорском детском лагере, расположенном на территории Абзелиловского района Башкирии.

Фото:Валерий Шахов

В обществе произвела большой резонанс ситуация, произошедшая в магнитогорском детском лагере, расположенном на территории Абзелиловского района Башкирии. Напомним , в соцсетях появилась запись, на которой видно, как в комнате одну девочку бьют руками и ногами по голове две сверстницы. Здесь же находятся еще несколько ребят, кто-то снимает происходящее на мобильный телефон. Дети матерятся и угрожают нарисовать на лице жертвы избиения непристойные вещи. Одна из обидчиц ударила сверстницу головой о железные конструкции кровати. Также жертву буллинга оттаскали за волосы. Предварительно, конфликт между подростками произошел из-за мальчика. Инцидент взял на контроль глава СК России Александр Бастрыкин.

Ранее случай буллинга был зафиксирован в юношеской спортивной школе нефтекамского хоккейного клуба «Торос»: якобы из-за отказа одного из воспитанников играть в игру с сексуальным подтекстом, его избивали и издевались.

У родителей, которые водят своих детей спортивные секции и отправляют в детские лагеря на отдых, невольно возникает чувство страха за своего ребенка: «А все ли с ним будет в порядке? Не навредят ли ему сверстники? Сможет ли он постоять за себя в случае угрозы? Не произойдет ли с ним что-то подобное?».

В беседе с журналистом информационного агентства «Башинформ» декан факультета психологии БашГУ, кандидат психологических наук, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава Башкирии Ирина Хох объяснила причины буллинга, дала рекомендации, как справиться с произошедшей ситуацией, а также постаралась развеять страхи родителей.

«КОРОЛЬ» И «СВИТА»

По словам специалиста, все подчиняется законам социальной психологии.

«Когда люди собираются в определенные группы – не важно, класс ли это, отряд, компания друзей – складывается определенная иерархия. Выбирается лидер, «свита» и, в зависимости от направленности, этим «королем» будет задан формат управления этой группой. В подростковом возрасте, как все знают, идет становление своего «Я», оно еще слабое, и, к слову, условно, «слабая» личность свою силу чувствует в группе. Они сильны в группе, и они в этот момент неуправляемы. Когда мы говорим о детских коллективах, дети еще не умеют быстро и полноценно строить адаптированные равнопартнерские отношения со своими сверстниками. Отсюда идет борьба за власть – начинается конкуренция, которая проявляется в агрессии. Фоновая агрессия сейчас везде – она как разрешительный феномен: начиная с ток-шоу, где кричат, выясняют друг с другом отношения, бросаясь стаканами; заканчивая роликами в интернете, где дерутся, устраивают жестокие разборки. Агрессия сейчас является разрешенной, но не в правовом плане, а в плане социальной психологии. И не все родители работают с этим. Они должны подавать пример, но, возможно, в семье того, кто обижает сверстников, как раз и процветает агрессия, например, из-за потери работы кем-то из родителей, из-за безразличия, сложной ситуации с деньгами», - пояснила Ирина Хох.

Она напомнила, что все мировые войны начинались из-за ресурсов: территории, воды, плодородной почвы и прочее. В социальной психологии все точно также, только из-за человека. Возможной причиной называется то, что девочку избили из мальчика. Он как раз и является этим «ресурсом», из-за которого возникла конкуренция и, как следствие, буллинг. Такой ситуации могло бы и не быть, если бы роль лидера на себя взял вожатый, считает эксперт.

«В лагере сокращенные сроки адаптации – в течение трех дней пребывания в другой среде вырабатываются определенные программы, то есть режим дня, куда ходить, как общаться и с кем. Не нужно забывать, что в лагере нарушается личностное пространство, дети живут в общих комнатах: мальчики в одной, девочки в другой. И здесь личностное пространство нарушается полностью, наподобие «дедовщины». Вероятно взрослые, не знаю, как в том лагере, порой упускают момент управления. Если нет четкого управления со стороны вожатого и воспитателя, появляется «самовыдвиженец» - лидер среди детей, который устраивает свои законы «стаи» через наказания, чтобы все боялись. Это слабая управленческая позиция со стороны взрослых», - подчеркнула собеседница информагентства.

Когда ребенок в лагере, родители не могут повлиять на развитие ситуации, которую вообще сложно предугадать. Также они не могут визуально определить – хорошие попались в отряде воспитатель и вожатый, смогут они «удержать» в своих руках детский коллектив или нет.

«Воспитатель и вожатый, по сути, оставили ребенка в опасных условиях. Они должны находиться с детьми круглосуточно, а не где-то. Это лагерь, это не дом. Здесь ответственность 24 часа на 21 день – только на воспитателе и вожатом. Не надо об этом забывать! Родителей там нет. Руководству лагеря могут предъявить обвинения о предоставлении услуг, не отвечающих требованиям безопасности», - заметила психолог.

БУЛЛИНГ СЛУЧИЛСЯ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

В лагере, где затравили девочку, прокомментировали, что «проводится работа с родителями детей, участников конфликта». Психолог считает, что это грубейшая ошибка.

«Абсолютно безграмотная позиция. Там были дети – свидетели. Среди них есть те, кто встал на сторону обидчицы, возможно, из-за того, чтобы потом их не обидели. Кто-то жалел пострадавшую, но не мог проявить свои чувства, опять же, из-за страха. Тут идет расслоение детского коллектива. И разговоры только с родителями детей, участвовавших в конфликте, не помогут. Должна быть системная работа со всем отрядом. Нужно всем детям обозначить: «Мы все больны. Мы заехали на 21 день сюда, и оказалось, что мы все больны – кто-то равнодушием, кто-то поощрением агрессии, другие – молчаливым согласием и прочее. Такие вещи нужно четко проговаривать. Иначе, когда ребенок станет взрослым, он никогда не забудет данный факт, который проявится в беспокойстве, бессоннице, тревожности», - сказала Ирина Хох.

Сейчас и жертве буллинга, и ее обидчицам требуется помощь профессионального психолога. В лагере такого нет, но о нем, о его временном появлении в жизни девочек должны позаботиться близкие.

«Травля случилась. В этом случае ребенку ни в коем случае нельзя молчать. Если не будет оперативного наказания, дальше только хуже – буллинг усилится. Не нужно порождать безнаказанность! Даже если будут начальные признаки: обзывания, смешки, упреки – нужно сразу звонить родителям. Те свяжутся с воспитателем и решат вопрос. Лучше предотвратить, пресечь ситуацию на корню, но не допустить ее дальнейшего развития», - сказала психолог.

Родителям пострадавшей девочки предстоит решать правовые вопросы.

«Но на чем это будет основано? Если на мести за своего ребенка, то это не то чувство, которое дает баланс. Да, нужно защищать, но защищать законными способами. Не стоит устраивать ни реальной, ни виртуальной мести. Закон на стороне пострадавшей несовершеннолетней девочки. Будет назначена психолого-психиатрическая экспертиза – она всегда назначается при резком изменении поведения, при деликте. Этого бояться не нужно, будут изучаться мотивы поведения, в дальнейшем этими материалами может воспользоваться психолог при реабилитации как жертвы, так и той девочки, которая нападала», - отметила она.

ДЕЙСТВОВАТЬ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

Родители, отправляющие детей в лагерь, должны «вооружиться» всеми телефонами: от вожатого до директора учреждения.

«Один из главных советов, о которых я уже говорила ранее, это не молчать, а говорить о проблеме. Далее, родителям до поездки в лагерь нужно проговорить с ребенком правила поведения: «Что бы ни произошло, скажи об этом вожатому или воспитателю. Если нет реакции - звони и сообщай нам». Это и есть защита. Можно договориться с ребенком о кодовом слове, которое будет обозначать опасность, - дала рекомендации эксперт. – Не стоит бояться отправлять ребенка в лагерь, так как это мощный социальный опыт. Не получится всегда его держать у своей юбки – это не лучший выход».

«ПОДОГРЕВ» В СОЦСЕТЯХ

Интернет-пользователи в соцсетях не скупятся на слова, комментируя тот или иной вопрос, проблему или трагедию. Так они камуфлируют свой страх, считает собеседница информагентства.

«Взрослые высказывают свою позицию, принимают стороны «за» или «против», кто-то держит нейтралитет. Высказывая позицию, человек снижает свою тревожность. У детей, как правило, нет таких форм выражения. Все копится, проблемы начинают давить, - объяснила специалист. – Человек начинает проецировать то, что произошло, на себя, на своих детей, прочитав статью или увидев ролик, он дестабилизируется. И начинают отрабатывать программы страха в соцсетях, в условно безопасном варианте, где можно скрыться за «маской», за аккаунтом. Это форма отработки собственных эмоций. Интернет – это арена для сброса собственного эмоционального напряжения в безопасном для себя режиме», - сказала Ирина Хох.

К слову, в школах Башкирии наблюдается тенденция к уменьшению количество инцидентов, связанных с буллингом несовершеннолетних. По официальным данным минобра РБ, в этом году таких происшествий не зафиксировано. В 2021 году произошло четыре случая, а за три года, с 2018 года по 2020 год, 28 фактов, из них 10 в интернатных учреждениях.

Стоит отметить, что действует федеральный детский телефон доверия 8-800-2000-122, куда могут обратиться несовершеннолетние, пострадавшие от буллинга.

Фото:Валерий Шахов Автор:Ксения Калинина

Последние новости

Горячая линия по профилактике ВИЧ в Туймазах

Специалисты Роспотребнадзора помогут жителям в вопросах профилактики ВИЧ-инфекции.

Продукты для укрепления иммунной системы

Узнайте, какие натуральные продукты могут заменить аптечные лекарства.

Необоснованные ограничения в закупках: проблемы для участников

Как необоснованные ограничения влияют на рынок закупок и потенциальных участников.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Мелеузе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *