Радий Хабиров: Дружба народов – наше главное богатство
Дружба народов — наше главное богатство, отметил Глава Башкирии Радий Хабиров, выступая на пленарном заседании III Межрегионального форума учителей родного языка и литературы, прошедшего в Уфе 9–10 сентября.
Дружба народов — наше главное богатство, отметил Глава Башкирии Радий Хабиров, выступая на пленарном заседании III Межрегионального форума учителей родного языка и литературы, прошедшего в Уфе 9–10 сентября.
В своём выступлении руководитель региона обозначил ключевые задачи дальнейшего развития национального образования. В их числе — патриотическое воспитание молодёжи.
— Уважаемые педагоги! Ваши вчерашние выпускники сегодня защищают нашу Родину. У нас три Героя России. К сожалению, все они погибли, выполняя задачи специальной военной операции. Это русский Максим Серафимов, башкир Тамерлан Ильгамов и удмурт Игорь Насибуллин, — отметил Радий Хабиров. — В трудную минуту вся наша многонациональная страна смогла объединиться. Это главное богатство, которое мы должны беречь. Для этого в обществе должно быть уважение к культуре, языкам и традициям народов, которые живут на огромной территории России. Именно вы, уважаемые учителя, играете в этом огромную роль. Большое вам спасибо и низкий поклон!
Глава республики высоко оценил значение форума для развития образовательной сферы и предложил проводить его ежегодно.
— Мы встречаемся с вами для того, чтобы помочь сделать вашу работу более эффективной. Чтобы вместе решать важнейшую задачу сохранения языков и культуры народов Башкортостана, — сказал Радий Хабиров.
Руководитель региона добавил, что в республике родные языки начали изучать и в дошкольных учреждениях.
— Ещё один перспективный проект — это полилингвальные гимназии. В них мы развиваем тягу к изучению языков, внедряем новые методики преподавания. В республике уже работают четыре такие гимназии. Вчера в Учалах я побывал на стройплощадке пятого такого учреждения. В этом году мы начнём строить полилингвальную гимназию в Абзелиловском районе. И сегодня объявляю о том, что мы приступаем к проекту удмуртской полилингвальной гимназии, — заявил Радий Хабиров. — В ближайшее время проработаем вопрос её размещения. Вопрос не в том, чтобы построить кирпичные стены. Мы это сделаем хорошо. Главное, чтобы были дети, которые хотят заниматься. И, конечно, учителя, готовые там преподавать.
Глава Башкортостана подчеркнул, что полилингвальные гимназии — это школы высокого уровня. В них изучают несколько языков, получают дополнительные знания и навыки. Поэтому республика готова оказывать содействие в организации стажировок для учителей таких учебных заведений.
Радий Хабиров также предложил педагогическому сообществу совместно с Минобрнауки региона подумать над созданием профессиональной площадки для обмена опытом и лучшими практиками преподавания родных языков. Это очень важно для многонациональной республики.
Руководитель республики высоко оценил эффективность реализации в регионе федеральной программы «Развитие образования», которую инициировал Президент России Владимир Путин. За два года по ней отремонтируют 197 школ. На эти цели суммарно направят порядка 9 млрд рублей.
— Мы ставим цель модернизировать практически все наши школы. Будем стремиться создавать для школьников и учителей максимально комфортные условия, — сказал Радий Хабиров. — А от вас, уважаемые педагоги, ждём предложений по дальнейшему совершенствованию методик преподавания.
Глава Башкортостана также обратил внимание на необходимость популяризации родных языков в семьях с детьми.
— Это очень широкий социальный вопрос. Мы должны создать стимулы для сохранения в семьях национальных традиций, культур, языков. Чтобы родители сами понимали, насколько это важно, — резюмировал Радий Хабиров. — Ещё несколько лет назад было много вопросов, связанных с изучением родного языка. Сейчас этого нет. Просто мы делаем по-другому. Надо убеждать и давать хорошие стимулы.
В завершение выступления руководитель региона вручил педагогическим работникам республики, которые преподают на национальных языках, государственные награды.
Министр образования и науки республики Айбулат Хажин в своём выступлении отметил передовой опыт Башкортостана по организации преподавания на родных языках.
«Башкортостан стал одним из первых регионов в России, который начал апробацию обучения на государственных языках региона в школах республики, — сказал министр. — По данным мониторинга, 75% учащихся Башкортостана изучают башкирский язык как государственный. 97% школьников выбрали в качестве предмета тот или иной родной язык. Таким образом, в республике защищены конституционные права детей и подростков на изучение родного языка».
Руководитель Минобрнауки республики также сообщил о растущем интересе к изучению башкирского языка в школах и детских садах соседних регионов — Челябинской, Пермской, Оренбургской областей и Татарстана.
«В свою очередь, в Башкортостане проходят республиканские олимпиады школьников по татарскому, марийскому, чувашскому языкам. Их участники уверенно доказывают своё мастерство на аналогичных конкурсах федерального уровня в других регионах страны», — добавил Айбулат Хажин.
Глава Башкортостана поручил Министерству образования и науки республики проработать вопрос увеличения объёмов материальной поддержки учителей и воспитателей дошкольных учреждений, которые преподают родные языки.
Высокую оценку уровню организации Межрегионального форума учителей родного языка и литературы дала научный руководитель Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования Российского государственного педагогического университета имени Герцена Елизавета Хамраева.
«Наблюдая за обсуждениями и дискуссиями здесь, в Уфе, я искренне завидую своим коллегам-педагогам из Башкортостана и уровню государственной поддержки со стороны руководства республики, — сказала Елизавета Хамраева. — У вас сформировалась самобытная и интересная школа полилингвального образования. Башкортостан — один из немногих регионов России, который активно развивает и успешно внедряет собственные практики преподавания на двух и более языках. А это значит, что школьник развивает свои когнитивные и интеллектуальные ресурсы в разы успешнее».
Далее на пленарном заседании форума выступили спикеры панельных дискуссий, которые состоялись накануне. В числе обсуждаемых тем — «Дошкольное образование и семейное воспитание», «Инновационные национальные и полилингвальные школы», «Башкирский язык в системе общего и профессионального образования», «Родные языки в системе общего и дополнительного образования», «Этнокультурное и патриотическое воспитание».
Так, старший воспитатель детского сада № 2 села Месягутово Дуванского района Юлия Фаткуллина поблагодарила организаторов за возможность встретиться с коллегами и обменяться передовым опытом.
«В Башкортостане работает 44 полилингвальных дошкольных группы. Для их полноценного развития необходимы дополнительные педагоги и воспитатели», — сказала она.
Глава Башкортостана поручил Минобрнауки республики изучить возможность увеличения количества бюджетных мест по лингвистическим направлениям в вузах региона.
Учитель башкирского и русского языка и литературы ишимбайской школы № 14 Венера Аюпова предложила проводить в Башкортостане региональные этапы федеральных конкурсов учителей родных языков: «Было бы очень интересно пообщаться с коллегами из других регионов России, рассказать о своих наработках».
Директор Республиканской полилингвальной многопрофильной гимназии № 2 «СМАРТ» Наиль Аминев рассказал, как на практике реализуют принципы билингвального обучения в школах:
«Желающих учиться в наших полилингвальных гимназиях очень много. Это связано с тем, что наши первые выпускники показывают блестящие результаты при сдаче ЕГЭ и поступают в престижные вузы».
Руководитель республики предложил отправить группу педагогов-словесников на стажировку в Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования РГПУ имени Герцена, а также в другие регионы и за рубеж.
— Во время своих поездок в страны СНГ я нахожу время для изучения опыта этих государств по развитию родных языков. Например, очень много интересного в этом плане есть в Узбекистане, — сказал Радий Хабиров.
Председатель Республиканской родительской комиссии при исполкоме Всемирного курултая башкир Эльвира Байназарова выступила с идеей развивать преемственность в обучении на родных языках от детского сада и школьной парты до студенческой скамьи: «Сегодня есть возможность защиты дипломов и научных работ на английском и китайском языках. Почему бы не разрешить студентам и аспирантам защищать их на родных языках?»
Глава Башкортостана поручил изучить этот вопрос — если такая потребность у студентов есть, необходимо разработать соответствующий регламент.
Напомним, ранее «Башинформ» рассказывал о том, как проходил первый день Межрегионального форума учителей родного языка и как его решения реализуются на практике.
Последние новости
Горячая линия по профилактике ВИЧ в Туймазах
Специалисты Роспотребнадзора помогут жителям в вопросах профилактики ВИЧ-инфекции.
Продукты для укрепления иммунной системы
Узнайте, какие натуральные продукты могут заменить аптечные лекарства.
Необоснованные ограничения в закупках: проблемы для участников
Как необоснованные ограничения влияют на рынок закупок и потенциальных участников.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией