Ремонт турбин дизельных и бензиновых двигателей: о чем следует помнить автовладельцу

Ремонт турбин дизельных и бензиновых двигателей: о чем следует помнить автовладельцу

Множество автовладельцев ценят скорость своих авто с турбированными двигателями. За счет турбокомпрессора мощность может возрасти на 30-40%. Однако, не стоит забывать, что турбина, как и любой другой механизм, со временем изнашивается и требует ремонта. В случае отсутствия мер по устранению неисправностей, можно получить значительные проблемы, включая поломку самого двигателя. В этой статье мы расскажем, почему возникают проблемы с турбиной, как их предотвратить, как происходит процесс ремонта, а также где можно отремонтировать турбину.

Выход из строя турбокомпрессора

Причины выхода из строя турбокомпрессора могут быть разными. Это достаточно надежное устройство, и дефекты в его конструкции сами по себе не появляются. Статистика показывает, что турбокомпрессор выходит из строя раньше остальных частей двигателя. Это связано с тем, что бесперебойная работа турбины сильно зависит от исправности всех систем автомобиля. Для бензиновых турбин рабочая температура выше на 200 градусов, поэтому для изготовления сплавов большей жаропрочности. В процессе работы турбокомпрессор использует кинетическую энергию выхлопных газов для сжатия и нагнетания воздуха в цилиндры двигателя. Он устанавливается в выхлопной системе между выпускным коллектором и выхлопной трубой. Турбокомпрессор устанавливают и на бензиновые двигатели, и на дизельные.

Турбокомпрессор работает при вращении до 250 000 оборотов в минуту и температуре до 1000 градусов. Его бесперебойная работа сильно зависит от исправности всех систем автомобиля, поскольку при таком высоком вращении и температуре турбина нуждается в безупречной работе систем охлаждения и смазки, топливной и выхлопной системы, системы вентиляции картерных газов. Отказ турбины может быть вызван некачественным или загрязненным маслом, недостаточным количеством масла, попаданием инородных частиц, засорением выхлопной системы или несоблюдением условий эксплуатации.

Некачественное или загрязненное масло является одной из наиболее распространенных причин поломки турбокомпрессора. В процессе работы масло очень сильно загрязняется сажей от сгорания топлива. Если двигатель при 5000 оборотах в минуту еще может кратковременно «пережить» грязное масло, то для турбокомпрессора это неизбежная «смерть». Вал и подшипники при вращении испытывают значительную нагрузку, и любая твердая частица оставляет царапины. Поэтому для турбированных двигателей необходимо приобретать специальное моторное масло высокого качества. Оно будет создавать хорошую масляную прослойку между валом и подшипниками, что исключит сухое трение и повышенный износ.

Недостаточное количество масла также может стать причиной выхода из строя турбокомпрессора. При уменьшении проходимости масла через турбокомпрессор резко повышается температура внутри корпуса. Из-за этого масло начинает сворачиваться, что в результате приводит к закоксовыванию внутренних лопаток турбины и трубок подачи и слива масла. Это может происходить по причине неисправности масляного насоса, деформации трубок подачи и слива или при недостаточном количестве масла в двигателе.

Попадание инородных частиц является еще одной из распространенных причин поломок турбокомпрессоров. В процессе всасывания компрессорным колесом воздуха в турбину могут попадать посторонние предметы (песок, грязь, мелкие насекомые). Это приводит к постепенной деформации и стачиванию лопастей крыльчатки. Поэтому необходима регулярная и своевременная замена воздушного фильтра. Турбинная крыльчатка может засоряться отколовшимися фрагментами клапанов и свеч накала, кусочками герметика. Такое воздействие оставляет трещины на коллекторе, приводит к дисбалансу ротора, в этом случае отремонтировать турбину двигателя уже практически невозможно.

Еще одной причиной выхода из строя турбокомпрессора является засорение выхлопной системы. Для повышения экологичности двигателей на современные автомобили часто устанавливают катализаторы и фильтры. Частой проблемой при наличии такой конструкции является уменьшение выхлопа за счет засорения катализатора. Уменьшение выхлопа создает неблагоприятное давление на вал турбокомпрессора и провоцирует быстрый износ подшипника. Чтобы избежать возникновения таких факторов, нужно менять катализатор каждые 150 000 км.

Несоблюдение условий эксплуатации также может привести к поломке турбокомпрессора. Благодаря особенностям своего строения турбокомпрессор очень «любит» масло. Но многие автолюбители допускают большие интервалы между его заменой (в российских условиях рекомендовано менять масло каждые 10 000 км). Также пагубное влияние оказывают так называемые «холодные запуски», когда перед движением автомобиля двигатель не успевает достаточно прогреться и масло не попадает в необходимых количествах на детали турбокомпрессора.

Как отремонтировать турбину: подробное описание процесса

Как отремонтировать турбину: подробное описание процесса

Если у автомобиля стали проявляться следующие признаки: увеличенный расход масла, снижение производительности двигателя, посторонние шумы и «нездоровый» черный выхлоп, можно предположить, что у турбокомпрессора возникли проблемы. Но ремонт турбин двигателей не является простой задачей. Для ее решения требуется наличие специализированного оборудования и проведение комплексной диагностики. Наиболее качественный и надежный ремонт возможен, если обратиться в квалифицированный автосервис.

Как проходит процесс ремонта турбокомпрессора в технических центрах? Этот процесс состоит из следующих этапов:

  1. Полная компьютерная диагностика электронных узлов
    Специалисты проводят компьютерную диагностику для выявления ошибок и кодов неисправности с датчиков автомобиля.
  2. Осмотр турбины
    Турбину осматривают для проверки ее целостности. Они определяют, прослеживаются ли осевой люфт и потеря масла, а также оценивают состояние клапана вестгейта.
  3. Демонтаж и разборка турбокомпрессора
    Следующий шаг – демонтаж и разборка турбокомпрессора. Визуальная дефектовка проводится для выявления возможных неисправностей.
  4. Чистка турбины
    Разобранную турбину отправляют на чистку. Сначала ее отмывают в паровой высокотемпературной камере и в ультразвуковой ванне, чтобы снять все масляные отложения и выявить образовавшиеся трещины. Затем неповрежденные детали турбокомпрессора отправляют на обработку в пескоструйную камеру, где мощная струя мелкодисперсного песка удаляет все загрязнения и налет. В конце проводится полировка деталей.
  5. Сборка турбины
    Пройдя все этапы очистки, турбина отправляется на сборку. При необходимости вышедшие из строя детали заменяют на новые.
  6. Балансировка турбокомпрессора
    Турбокомпрессор проходит три этапа балансировки: сначала балансируется ротор, затем ротор с колесом и в последнюю очередь сам картридж.
  7. Тестирование турбины
    Далее турбина тестируется на специализированных стендах. Для имитации рабочих условий двигателя, турбокомпрессор вращают со скоростью до 180 000 оборотов в минуту при одновременной подаче масла под давлением. На данном этапе происходит выявление остаточного дисбаланса ротора.
  8. Анализ состояния актуаторов
    С помощью прибора-тестера анализируют состояние актуаторов – электронных или механических клапанов.
  9. Установка отремонтированной турбины и повторная компьютерная диагностика
    Отремонтированную турбину устанавливают на автомобиль и проверяют патрубки и интеркулер на герметичность с помощью дымогенератора. На всех этапах ремонта турбокомпрессора следует соблюдать идеальную чистоту, ведь даже мельчайшие частицы грязи могут привести к быстрому износу запчастей. В конце проводится повторная компьютерная диагностика.

Помимо общих этапов ремонта турбин, при работе с бензиновыми турбинами могут обнаруживаться неполадки в работе катализатора, что может происходить из-за его постепенного засорения продуктами переработки топлива. Вышедший из строя катализатор демонтируется, а затем может быть заменен на новый. Однако установка катализатора стоит довольно дорого, поэтому автовладельцы чаще предпочитают более бюджетный способ – перепрошивку блока управления двигателем после удаления агрегата. В процессе работы с турбинами дизельных двигателей сажевый фильтр также подвергается очистке и замене на новый.

Исправность клапана ЕГР также является важным условием для правильной работы турбокомпрессора. Клапан ЕГР отвечает за снижение уровня выбросов оксидов азота. Он также подвержен засорению, а причиной ухудшения его работы могут стать неисправность датчика положения или протечка охладителя системы. Регулярное обслуживание катализаторов, сажевых фильтров и клапанов ЕГР может значительно продлить срок службы турбокомпрессора и предотвратить многие возможные причины поломки.

Способен ли обычный автовладелец самостоятельно устранить неполадки в работе турбокомпрессора? Этот вопрос волнует многих автомобилистов. Некоторые считают, что для ремонта турбины нет необходимости обращаться в профильные сервисы и соответствующие мастерские. Есть возможность восстановления турбокомпрессора на своей территории. Для этого нужны элементарные знания автосервиса.

Важно понимать, что грамотное устранение неисправностей начинается с их обнаружения. Однако, без специального оборудования трудно предвидеть последствия своей работы. Ситуация может быстро выйти из-под контроля, и "домашний" ремонт превратится в вложение гораздо большей суммы денег.

Процесс обычного ремонта включает следующие этапы: демонтаж турбины, разборку, очистку, визуальную осмотр деталей, замену необходимых компонентов, сборку и монтаж. Конечно, можно справиться самостоятельно, но только в некоторых случаях. Например, если неполадка заключается в загрязнении и закоксовке деталей, то самостоятельное вмешательство может оказаться успешным.

Стоит учитывать, что при сборке без специализированного стенда, можно допустить ошибки в балансировке ротора и картриджа. Не менее важным является проведение компьютерной диагностики для точности определения общей картины неполадок.

Водитель, решивший перехватить инициативу и починить турбокомпрессор самостоятельно, должен тщательно взвесить все риски и сравнить с необходимостью затрат на ремонт у профессионалов. Неправильно собранная турбина может причинить значительный ущерб двигателю, даже до того, как последний выйдет из строя. Важно учесть, что даже имея хорошие знания в автомеханике, можно допустить ошибку, которая повлечет за собой еще большие неприятности.

К таким серьезным недостаткам можно добавить- отсутствие гарантий и высокий риск повреждения двигателя. Поэтому, оптимальным вариантом остается доверить автомобиль профессионалам. Лучше обратиться в сертифицированные автомастерские и избежать риска нанести ненужный вред собственному автомобилю.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *